Алтайская хартия

Мы, участники Первого Алтайского форума «Соразвитие общества, человека и

природы в контексте диалога цивилизаций», объединенные стремлением к построению

лучшего будущего, заявляем о необходимости постепенного перехода к обществу нового

типа. Оно будет отличаться не столько конкретными формами, сколько

мировоззренческими основами. Главными среди них можно считать следующие:

­ признание органической включенности человека в природно­космические циклы и

зависимости. Из этого фундаментального принципа «соразвития природы и общества»

следует исходить при разработке и оценке любых государственных проектов, научно­

технологических решений и методик;

­ утверждение духовной сущности человека, откуда следует приоритет духовных

ценностей над материальными, а также подчиненность экономики целям развития ведущих

сфер культуры ­ науки, искусства и образования;

­ преимущество диалогического способа обсуждения и решения возникающих

межцивилизационных, межгосударственных, межрелигиозных и межэтнических проблем,

при котором умение слушать и понимать «другого» ­ залог понимания и признания твоей

собственной позиции;

­ объединение представителей различных национальных и религиозных сообществ

вокруг защиты общего природного и духовного наследия человечества, без чего нам не

выжить и не встать на путь общего процветания.

Тем самым, обозначим новую стратегию развития мирового сообщества как духовно­

экологическую.

Необходимость опоры на духовно­экологические ценности объясняется, с одной

стороны, очевидным кризисом современной техногенно­потребительской цивилизации,

основанной на радикально противоположных идеях и установках. Они, по сути, и привели

ее к краху: к глобальному экологическому кризису; к утверждению идеологии

потребительства; к разрушению естественных природных и нравственных регулятивов

человеческого бытия и основанных на них социальных институтов и норм, прежде всего,

традиционной семьи, а также к навязыванию данных антиценностей другим народам; к

утрате понимания власти как служения людям и отсюда ­ к забвению главной цели

государства, которая состоит в создании условий для всестороннего развития личности

граждан.

С другой стороны, уверенность организаторов Форума в необходимости перехода к

обществу нового типа опирается на множество исследований в различных сферах. Их

результаты постепенно формируют новую научную парадигму. В ее рамках происходит

пересмотр представлений о природе человека и его связях с мировым целым, о

соотношении современных и традиционных знаний, а также намечается плодотворный

синтез науки, философии, искусства и религии.

Фундаментальную роль при переходе к обществу нового типа призваны сыграть

уникальные культурно­биосферные регионы Земли, подобные Большому Алтаю, где

сохраняются значительные ареалы девственной природы, биологическое разнообразие,

культурное наследие многих народов и где активно разворачивается региональное

международное сотрудничество на новых ­ духовно­экологических ­ принципах и

приоритетах. Такие регионы являются экологическими донорами не только своих стран, но

и всей планеты, обладая огромным потенциалом экосистемных услуг. Особую

объединяющую роль в проведении согласованной экологической политики,

межнациональном и межкультурном общении народов Большого Алтая играет русский

Не искусственное переделывание природы, а творческое выявление ее скрытого

потенциала должно лечь в основу эволюции как самого человека, так и его внешней среды.

Отсюда на повестку дня встает важная задача перехода к так называемой «зеленой

экономике», которая направлена на рост благосостояния людей и социальную

справедливость при минимизации экологических рисков. Суть «зеленой экономики»

состоит в необходимость вписать нашу все возрастающую активность в естественные

возможности планеты, что достигается на основе едва ли не главного приоритета

современного развития ­ ответственного отношения правительств, бизнеса и гражданского

общества к природным ресурсам, глубокой «экологизации» экономики и всех сторон нашей

жизни. Ценность природы не должна сводиться только к обеспечению экономики

природными ресурсами. Огромной ценностью обладают и другие экосистемные услуги:

регулирование природных процессов, в том числе климатических; рекреационные услуги;

удовлетворение культурных и духовных потребностей человека. Это предполагает

экологическую информированность и заинтересованность населения в решении

экологических и социальных проблем, а это, в свою очередь, определяется культурой. В

конечном счете, именно уровень культуры влияет на «экологичность» поведения. Отсюда ­

особая значимость культурного и природного наследия для развития человечества,

необходимость его всемерной охраны и творческого преумножения.

Для достижения этой стратегической цели участники Алтайского форума считают

необходимым объединиться на благодатной земле Алтая, центре пересечения многих

народов и культур, для решения следующих задач:

­ совместного обсуждения стратегических линий становления и развития

нового ­

духовно­экологического ­ типа мирового общежития;

­ всемерной пропаганды, финансовой, информационной, политической и

организационной поддержки идей, проектов и технологий, способствующих

региональному и глобальному переходу человечества к обществу нового типа и к

«зеленой экономике»;

­ поддержки регионального и мирового политического, межконфессионального и

межэтнического диалога, нацеленного на выявление и утверждение в общественном

сознании универсальных духовных ценностей, способствующих объединению

человечества;

­ активного вовлечения молодежи в строительство общества нового типа, где любовь

к своему отечеству сочетается с уважением к другим народам и их культурным

достижениям;

­ всемерной поддержки и стимулирования социальной ответственности бизнеса во

всех секторах экономики, его социальной и экологической активности;

­ защиты уникальных культурно­биосферных регионов Земли, подобных Большому

Алтаю, которые обладают огромным созидательным потенциалом и выступают

модельными площадками перехода к обществу нового типа;

­ создание глобальных и национальных экономических компенсационных

механизмов для культурно­биосферных регионов, являющихся экологическими донорами

планеты и оказывающих важнейшие экосистемные услуги для поддержания устойчивости

биосферы.

организациями и людьми, разделяющими наши ценности и убеждения, и выражают

уверенность в том, что человечество найдет в себе силы преодолеть нынешние

предрассудки, распри и войны и обретет такое будущее, где гармонично соразвиваются

природа и общество, и где свобода и разнообразие людей служат делу всечеловеческого

единения и взаимопонимания.

Участники Алтайского форума открыты к диалогу и сотрудничеству со всеми

Принято 30 мая 2014, Россия, Республика Алтай, база отдыха «Турсиб».

Наши партнеры